Патриотические чувства

09.05.2020

Иван Гаврилович Мацокин родился 20 июня 1896 года в станице Ольгинской в бедной многодетной семье. Четыре зимы ходил в начальную школу. Но не до грамоты подростку, когда дома во всем испытывалась нужда.

Пришлось идти работать к богачам по найму. Восемь лет батрачил. Затем служба в царской армии. В семнадцатом году воевал на русско-турецком фронте. Был ранен. Когда лечился в госпитале, познакомился здесь с программой ленинской большевистской партии.

После революции, в 1918 году, Иван Гаврилович добровольно вступил в Красную Армию. Окончил училище красных командиров. Командовал артиллерийской батареей, а затем кавалерийским эскадроном. Сражался с врагами Советской власти на Украине, в Крыму, на Северном Кавказе, прошел астраханские пески.

В 1919 году, в разгар тяжелых боев, И.Г. Мацокин был принят в ряды Коммунистической партии.

После демобилизации в 1924 году Мацокин к мирной жизни. Приморско-Ахтарский райком партии рекомендует его председателем сначала Степного, а потом Ольгинского сельских советов. В этот период он активно участвует в укреплении Советской власти и коллективизации крестьянских хозяйств. Кулаки всячески сопротивлялись, пытались восстать и даже покушались на председателя Совета коммуниста Мацокина.

Иван Гаврилович также работал председателем райпотребсоюза, а в 1938 году был избран председателем Приморско-Ахтарского райисполкома.

В полдень 22 июня 1941 года радиостанции Советского Союза передали правительственное сообщение о нападении на нашу страну гитлеровской Германии. Гнев и возмущение охватили приморскоахтарцев, как и всех советских людей, узнавших о варварском акте фашистов.

В районе была объявлена мобилизация. Жизнь быстро перестраивалась на военный лад. Райком ВКП(Б), исполком районного Совета мобилизовали трудящихся на самоотверженный труд. Были достигнуты невиданные до этого результаты. Уже к 30 июля 1941 года хлеб в районе был старательно убран и сдан государству в двойном по сравнению с 1940 годом размере.

Председателю И.Г. Мацокину приходилось по нескольку дней бывать в колхозах, чтобы там организовать уборочную кампанию.

В августе 1942 года фашисты прорвались через Дон на Кубань. Надо было вывезти из района, некоторую технику, скот, эвакуировать в восточные районы страны многих жителей.

Когда фашисты подходили к Приморско-Ахтарской, партийно-советский актив района в количестве 30 человек, организовавшись в партизанский отряд , ушел в плавни. Его комиссаром был назначен Иван Гаврилович Мацокин.

Люди уходили в камышовые джунгли с высокими патриотическими чувствами: оказывать сопротивление ненавистным фашистам, мстить врагу.

Партизаны ушли в плавни. Оказавшись в камышах, где невозможно было дышать, так как всё воздушное пространство занимали комары, без питьевой воды, отряд был окружён немцами и полицаями. Разрабатывался конкретный план подпольных действий отряда в условиях фашисткой оккупации. Предстояла борьба с большим риском для жизни. И к большому сожалению, в это время несколько человек, представив сложность и опасность предстоящих операций, струсили и незаметно ушли из отряда. Среди них оказались предатели (третий секретарь райкома партии, которого позже судил военный трибунал). Они выдали склады оружия и продовольствия, это стало всем известно, когда фашисты напали на партизанский склад боеприпасов. А потом все выходы из плавней на суше и воде были перекрыты. Над камышовыми урочищами закружили немецкие самолеты, с воздуха было видно всё, вплоть до птичьих гнёзд.

Наступила осень, пошли дожди, не было ни оружия, ни продовольствия, ни питьевой воды. Пили гнилую болотную воду, от которой болели. Негде было обсушиться, обогреться. Люди стали болеть, наступил голод.

Единственное сухое место в болоте гряда – небольшой участок сухой земли, да и земли в ней было на штык лопаты, а под ней – вода. Желая сжечь партизан живыми, полицаи, окружив партизан, подожгли камыши. Было принято решение разбиться на мелкие группы и продвигаться к линии фронта.

Мацокин, будучи чистоплотным человеком с армейской выучкой, от условий, в которых находился, грязи, весь покрылся многочисленными, болезненными фурункулами, у него обострилась язвенная болезнь желудка, наступила сердечная декомпенсация и, от переохлаждения, воспаление лёгких. Он передвигался с трудом, мобилизовав все свои резервные силы. Тяжело больной, он вместе с Тимченко Иваном Калиновичем, промокшие от дождя и обмёрзшие от рано наступивших морозов, 25 октября 1942 года добрались до хутора Ульяновского. Они надеялись отдохнуть, обогреться и, четырнадцать дней не имея продуктов, голодая, съесть хоть кусочек хлеба. Полицаи Стигляр Иван Иванович, Дроздов, Погорелов быстро узнали, что в хуторе партизаны, решили их схватить – выслужиться перед немцами, и расправиться. Тёмной ночью партизаны стали отстреливаться (население хутора решило, что пришла наша армия), но Мацокин был ранен в ногу, и откормленные, спавшие в тёплых постелях и имевшие численное и физическое превосходство, полицаи навалились на больных, измученных и ослабевших физически людей, схватили, зверски, до полусмерти, избили партизан и, связав, доставили немцам в гестапо. Мацокин еле мог передвигаться, ноги, и в том числе раненая, распухли, снять с ног сапоги было невозможно, их разрезали. Перевязывала раненую ногу медсестра Кошевая Нина Григорьевна, находившаяся в этой же камере.

Мацокин И.Г. знал об оставленном подполье. Немцы и полицаи приложили все силы, чтобы заставить отца выдать этих людей. Несмотря на пытки и издевательства, он их не выдал. Он не сдавался, ни один человек не попал в гестапо. Тогда ему предложили сохранить жизнь за выдачу подполья. На предательство, несмотря на все соблазны, он не пошёл.

Убедившись в безуспешности и бесполезности своих усилий, враги вывели Партизан на расстрел 31 декабря 1942 года, т.е. в ночь под Новый год. Это была еще и моральная казнь не только партизан, но и близких для которых на всю жизнь был омрачен этот праздник. Их заставили самих для себя рыть. Иван Гаврилович, работая лопатой, говорил товарищам: «Что ж, в первый раз у нас это будет работа только на себя. Это будет советским людям и нашим близким памятник о нас».

Свой смертный час комиссар встретил в неизменной кожаной куртке времен Гражданской войны. Чтобы подавить его дух, склонить к предательству, его расстреляли последним.

Он морально поддерживал своих товарищей, говорил им, что их гибель не напрасна. Красная Армия победит, а палачи ответят сполна за свои злодеяния. Так оно и свершилось, как предрекал патриот своей Родины комиссар Мацокин.

Все тайное когда-нибудь становиться явным. Расстрел партизан у Приморско-Ахтарского маяка наблюдали притаившиеся мальчишки. Они все видели и слышали, а позже рассказали представителям вернувшейся советской власти об этом злодеянии.

Подвиг комиссара Мацокина не забыт. 2 сентября 1943 года Центральным штабом партизанского движения за доблесть и мужество, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, он посмертно награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1 степени.

Его память чтут земляки. В станице Степной и городе Приморско-Ахтарске названы его именем улицы и установлены мемориальные доски. Его прах ныне покоится в братской могиле у Вечного огня.

В нынешнем мире предпринимаются попытки деконструкции образа советского солдата как воина-освободителя Европы, в том числе путем осквернения и демонтажа памятников и мемориалов советским военнослужащим в Польше, Румынии, Болгарии, Чехии и странах Балтии. Неужели захватчики пойдут на такие жертвы, оставляя свое здоровье в плавнях,  подвергая риску родственников и земляков, выкапывая собственную могилу...  то что  пришлось пережить Мацокину. 9 Мая 75-ой годовщины Великой Отечественной войны - время чтить подвиг советского солдата и передавать из уст в уста историю его героизма.