Никто не забыт

09.05.2020

В августе 1942 года немецкие захватчики прорвались на Северный Кавказ. Началась эвакуация колхозного имущества и скота, но дороги уже были перекрыты фашистами и осуществить ее в полной мере не удалось. Партийные и советские активисты, рабочие и колхозники объединились в партизанский отряд под командованием секретаря райкома партии           Заборни Трофима Михайловича.

В это время в станице находились 14-й батальон морской пехоты, которым командовал майор Хаебич и штаб Азовской военной флотилии, во главе с контр-адмиралом Горшковым С.Г.

Фашистские войска превосходили по численности обороняющиеся подразделения в 2-4 раза и сдержать их натиск наши части не могли.

10 августа 1942 года Приморско-Ахтарский партизанский отряд уходит в плавни, эвакуируется госпиталь и штаб флотилии. После боя оставляют позиции и морские пехотинцы.

Шесть месяцев – с 12 августа 1942 года по 8 февраля 1943 года длилась темная ночь фашистского, нового порядка над ахтарской землей.

Партизанский отряд Заборни Т.М. не раз выходил из плавней и наносили ощутимые удары по оккупантам. Но в отряде находились предатели. С их помощью немцы блокировали партизанскую базу. Пришлось, разделившись на две группы, отступать. Одна из этих групп, которой командовал Заборня отходила к центральной усадьбе совхоза «Приазовский», Раненный в обе ноги Заборня оказался в руках карателей. После зверских пыток его расстреляли.

Когда умирал большевик Заборня, он только сказал: «Жизнь отдаю за Родину. Да здравствует партия!».

Высокий камыш, где партизанили ахтарцы, далеко разнес слова этого героя. Их услышал народ. Он подхватил их, как знамя несущее освобождение».

15 февраля 1948 года в тогдашней районной газете «Колхозный ударник» была напечатана заметка «Бессмертные имена». Её автор Сергей Баринов писал: Радость освобождения вызывает горечь утраты о павших товарищах, верных сынах и дочерях народа. Их имена бессмертны. Это Иван Мацокин, - председатель исполкома райсовета трудящихся, Трофим Заборня – секретарь райкома, Шура Горшкова – секретарь райкома комсомола, комсомолки Нина Яцевич, Аня Стебловская, инженер Евгений Станиевич, председатель колхоза Иван Семьян и многие другие, служившие всегда и во всем образцом кристальных большевиков.    

Всего шесть месяцев длилась оккупация района, но как тяжело отозвались эти месяцы в сердцах людей. Немецко-фашистскими захватчиками нанесли району материальный ущерб на сумму 20 миллионов рублей (в ценах 1961 г.), в том числе сельскому хозяйству 0 до 8 миллионов рублей, промышленным предприятиями – свыше 3-х миллионов рублей, рыболовецким хозяйствам – около 4-х миллионов рублей.

В годы войны полностью был разрушен рыбозавод, взорван холодильник, уничтожен коптильный цех. Полностью был разрушен бондарный завод, от судоверфи уцелел лишь один склад.

Еще больший урон был нанесен сельскому хозяйству. В два раза уменьшился тракторный парк, в два с половиной раза стало меньше лошадей, посевы сократились с 18 тысяч гектаров до 7 тысяч.

А разве можно оценить тысячи расстрелянных и повешенных, тысячи людей, угнанных в рабство. Только в станице Бриньковской погибло больше тысячи человек.

Людей ловили на улицах, выталкивали из домов, сажали в машины и везли к месту казни. Гнали пешком по нескольку человек, подгоняя прикладами. Стоны и крик стояли над станицей. В сарай колхозника Авраменко С.П. согнали 50 человек. Потом бросили в сарай ведро с бензином и подожгли. Вопли и крики доносились оттуда. Некоторым удалось выбраться через крышу и выбежать на улицу, но их тут же расстреливали.

На ветряную мельницу немцы свезли 90 человек. Облитый бензином ветряк был подожжен. Люди сгорели.

Чинили фашисты зверства и в других станицах. Сильно пострадала и Приморско-Ахтарская. Многие сторожилы, которым по той или иной причине пришлось остаться дома, до сих по вспоминают с ужасом те кошмарные дни.

Недолго хозяйничали фашисты в ст. Приморско-Ахтарской.           Красная Армия перешла в наступление. Вечером 6 февраля 1943 года рота автоматчиков 1161-го горно-стрелкового полка подошла к дамбе в районе станицы Бриньковской. В условиях страшной распутицы почти половина личного состава была вынуждена тащить на себе орудия и боеприпасы. Завязался тяжелый бой, и все же к утру Бриньковская была освобождена.

8 февраля батальон майора А.И. Шушарина начал наступление на Приморско-Ахтарскую. В тот же день над станицей было поднято Красное знамя.

Но враг не мог смириться с потерей двух важных населенных пунктов. Бриньковскую атаковали немецкие танки. Артиллерийский дивизион майора Шарова встретил врага ливневым огнем. Фашистам не удалось вернуть утерянных позиций. В этом упорном бою погиб командир дивизиона майор Шаров. Подвиг бесстрашного офицера отмечен Родиной, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Среди освобождавших ахтарскую землю, были наши земляки. Их имена не забыты!

Сегодня многие пытаются переписать историю, стирая правду с лица земли. Но разве можно стереть из памяти пролитую кровь наших предков! Разве не больно видеть, как предпринимаются попытки героизации в Польше, на Украине и  в странах Балтии участников организаций, осуществляющих борьбу против частей Советской Армии на освобожденных территориях! Власти Чехии, стран Балтии, Украины, Венгрии, Румынии, Хорватии и ряда других государств оправдывают и прославляют действия пособников нацистов. Интересно, чтобы на это ответил Трофим Заборни и его погибшие товарищи...