Информационные материалы

                                                                                                      

                                                                                                       Безопасность в школе

В последнее время озабоченность по поводу безопасности школы серьезно возросла. Эта озабоченность связана не только с физическими факторами, но и психологические факторы также могут ассоциироваться с опасностью. В школе и прилегающих к ней территориях есть множество уязвимых мест, где вполне возможно скрытое запугивание или устрашение детей. Опыт Екатеринбурга, где в качестве эксперимента в ряде школ была введена должность "заместителя директора по внутренней безопасности" можно оценить только положительно. И это сразу дало положительный эффект – количество правонарушений резко сократилось.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 8 октября 1992 года №2446-ФЗ «О безопасности» «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».
Статья 2 того же закона определяет субъектов обеспечения безопасности: «…. граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере». Такими нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание школ, участников эксперимента, должности заместителя директора школы по безопасности, могут являться: распоряжение главы Территориального Управления Выборгского административного района, приказ начальника Отдела образования ТУ и приказ директора школы. Необходимость рассматривать подход к решению проблемы безопасности школы как системы адекватного реагирования на комплекс угроз, четко определена в статье 3 Закона: «Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности».

Ответы на вопросы о том, как должна обеспечиваться комплексная безопасность школ, находятся прежде всего в статьях 4 и 9, где говориться, что: во-первых "...безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства..."; во-вторых, основными функциями системы безопасности, создаваемой в школе, а именно:

·  выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

·  осуществление комплекса мер по предупреждению и нейтрализации выявленных угроз;

·  создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

·  управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

·  осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации..."
Исходя из методологии подхода законодателя к вопросу решения проблем безопасности личности, общества и государства, становится очевидным, что для достижения этих определенных законом целей функционирования комплексной системы безопасности в школе, заместитель директора школы по безопасности должен (с учетом фактического технического состояния школы, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей), решить пять главных задач:
1. Своевременно обнаружить угрозы и предупредить о них директора школы и других заинтересованных лиц и организации.
Это означает:
1.1. Своевременно обнаружить потенциальные и реальные угрозы комплексной безопасности школе: криминальные, природные, и техногенные угрозы безопасности:
а) Педагогическому коллективу, обучаемым, родителям учеников, посетителям школы и гражданам, проживающим в микрорайоне школы.
б) Финансам собственным, заемным и находящимся на хранении в школе, документальной и компьютерной информации, информации передаваемой по всем средствам связи;
в) Недвижимому и движимому имуществу школы и личному имуществу ее сотрудников и посетителям при их нахождении в школе;
г) Техническим системам и средствам обеспечения безопасности школы;
1.2. Своевременно проинформировать заинтересованных лиц и заинтересованные организации об этих угрозах (директора школы, пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, прокуратуры и ФСБ участкового милиционера, скорую помощь, руководителей частного охранного предприятия, охраняющего школу).
2. Затруднить (сдержать) реализацию возникших угроз.
2.1. Предупредить разрастание угрозы, сдержать ее распространение, продвижение к школе, персоналу, учащимся, к наиболее важным объектам. Например, при воздействии на школу техногенных угроз их сдерживание позволит увеличить запас времени на эвакуацию людей, ценностей и организацию подготовки к ликвидации угрозы.
3. Ликвидировать, нейтрализовать угрозы.
3.1. Самостоятельно или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, частных охранно-сыскных структур, пожарными и МЧС принять необходимые меры по ликвидации или нейтрализации возникших угроз.
4. Документировать процессы, относящиеся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе своего повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам.
Реализация данных задач обуславливает совершенствование системы комплексной безопасности школы и оказания помощи правоохранительным органам при расследовании происшествий.
Суммируя сказанное можно предположить, что в качестве одного из рабочих вариантов для обсуждения рабочей группы, может быть предложен следующий вариант квалификационной характеристики заместителя директора школы по безопасности.

2. Квалификационная характеристика заместителя директора школы по безопасности.
Основные задачи:
1. Своевременно обнаружить потенциальные и реальные угрозы комплексной безопасности школе: криминальные, природные, и техногенные угрозы безопасности:
а) Педагогическому коллективу, обучаемым, родителям учеников, посетителям школы и гражданам, проживающим в микрорайоне школы.
б) Финансам собственным, заемным и находящимся на хранении в школе, документальной и компьютерной информации, информации передаваемой по всем средствам связи;
в) Недвижимому и движимому имуществу школы и личному имуществу ее сотрудников и посетителям при их нахождении в школе;
г) Техническим системам и средствам обеспечения безопасности школы;
2. Своевременно проинформировать заинтересованных лиц и заинтересованные организации об этих угрозах (директора школы, пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, прокуратуры и ФСБ участкового милиционера, скорую помощь, руководителей частного охранного предприятия, охраняющего школу).
3. Предупредить разрастание угрозы, сдержать ее распространение, продвижение к школе, персоналу, учащимся, к наиболее важным ее объектам.
4. Самостоятельно или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, частных охранно-сыскных структур, пожарными и МЧС принять необходимые меры по ликвидации или нейтрализации возникших угроз.
5. Документировать процессы, относящиеся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе своего повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам.
А вот некоторые рекомендации сотрудников Центра специального назначения ФСБ России, высказанные на встрече со школьниками и преподавательским составом школы "Ретро" Восточного административного округа г. Москвы 15.10.2004 года.

Что нужно сделать, если ты вдруг оказался в заложниках?

К сожалению никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. На данный момент подробных рекомендаций и требований к тому, как вести себя, если ты оказался в заложниках пока не разработано. Но общие рекомендации дать можно. В случае если вы оказались в заложниках необходимо обратить внимание на следующие моменты: Как показало развитие событий при захвате заложников в "Норд-Осте" и Беслане, только в этот момент есть реальная возможность скрыться с места происшествия. Наверное, это в основном относится ко взрослым людям, которые могут трезво оценивать обстановку вокруг себя. Если рядом нет террориста и нет возможности поражения, нельзя просто стоять на месте. Если есть такая возможность, необходимо убежать с места предполагаемого захвата. Нужно настроиться на то, что моментально вас никто не освободит. Нужно психологически настроить себя на длительное пребывание рядом с террористами. При этом необходимо твердо знать, что в конечном итоге вы обязательно будете освобождены. Необходимо также помнить, что, находясь рядом с террористами, необходимо установить с ними общий психологический контакт. Не обязательно нужно с ними разговаривать. Но не в коем случае не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, потому что очень часто террористы находятся под воздействием наркотических средств и в целом очень возбуждены. Поэтому плач и крики действуют на них крайне негативно и вызывают в них лишнюю агрессию.

Необходимо настроить себя на то, что достаточно продолжительное время вы будете лишены пищи, воды и возможно движения. Поэтому нужно экономить силы. Если воздуха в помещении мало, необходимо меньше двигаться, чтобы экономнее расходовать кислород. Если вам запрещают передвигаться по зданию, необходимо делать нехитрые физические упражнения. Просто напрягать мышцы рук, ног, спины, то есть необходимо заставлять себя двигаться. Кроме этого необходимо заставлять работать свой головной мозг, чтобы не замкнуться в себе и не потерять психологический контроль. Вcпоминайте содержание книг, решайте математические задачи, если кто-нибудь знает молитвы, может молиться. Если вы поняли, что начался штурм, необходимо занять позицию подальше от окон и дверных проемов (при обстреле осколки стекла и строительных конструкций могут причинить дополнительные травмы). Также нужно держаться подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут работать наши снайперы. Не нужно никакой личной бравады. Большинство людей не обладают специальной подготовкой, поэтому не нужно хватать оружие, чтобы вас не перепутали с террористами. Если вы услышали хлопки разрывающихся светошумовых гранат, когда яркий свет бьет в глаза, звук ударяет по ушам или вы почувствовали резкий запах дыма, необходимо просто упасть на пол, закрыть глаза, ни в коем случае их не тереть, закрыть голову руками и ждать пока сотрудники специальных подразделений не выведут вас из здания. НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ:
Если вы оказались в заложниках, старайтесь фиксировать все события, которые сопровождают захват. Запомните о чем переговариваются террористы между собой, как выглядят, кто у них лидер, какие их планы, какое у них распределение ролей. Данная информация в дальнейшем будет очень важна для нас. Часто террористы пытаются скрыться, поэтому они переодеваются в одежду заложников, пытаясь сохранить свои жизни.

 

Национальный антитеррористический комитет: Хроника событий » Пятнадцать лет против террораl


Сотрудники полиции Приморско-Ахтарского района предупреждают: «Как обезопасить себя от террористической угрозы»

 

Зачастую взрывные устройства маскируются под детские игрушки, забытые мобильные телефоны, кошельки, ценные вещи.
  Если кто-то из окружающих Вас людей вызвал подозрение постарайтесь запомнить отличительные черты внешности и поведения этого человека, предметы одежды (не по сезону одеты, чтобы скрыть прикрепленное к телу взрывное устройство), так как зачастую террористы-смертники ничем не отличаются от обычных граждан и выбирают объект для проведения подрыва с наибольшим количеством находящихся там граждан.
Также необходимо обращать внимание на лиц, оставляющих принадлежащие им вещи в непредусмотренных для этого местах или пытающихся передать их другим гражданам, после чего покинуть данное место.
Не прикасайтесь к ручной клади, вещам, оставленным в общественном транспорте, на остановках общественного транспорта, в местах с массовым пребыванием людей (магазины, поликлиника и др.), при значительном скоплении граждан. Зачастую взрывные устройства маскируются под детские игрушки, забытые мобильные телефоны, кошельки, ценные вещи и т. д., которые в первую очередь привлекают внимание граждан.
Категорически запрещается:
1. Подходить близко к взрывоопасному предмету;
2. Производить какие-либо самостоятельные действия с обнаруженным предметом (веществом);
3. Трогать и перемещать подозрительный предмет;
4. Находясь рядом с обнаруженным предметом (веществом), пользоваться радиоуправляемыми устройствами (сотовыми телефонами, радиостанциями, компьютерами и т. д.).
        Успех в задержании террориста, в обезвреживании взрывного устройства во многом зависит от того, как быстро и четко вы сможете сообщить о случившемся в полицию и описать приметы преступников.
I. Запомните внешний вид преступника(ов): отличительные черты одежды (комбинированные вставки, надписи), телосложение, рост, стрижку и цвет волос, характерные особенности (усы на лице, родинки, шрамы, татуировки и т. д.). Направление их отхода от места оставления предметов. Если преступник(и) воспользовались автомобилем, запомните гос. номер, цвет, марку.
II. Незамедлительно сообщите о совершенном преступлении в полицию (102) или по каналу «112», обращайтесь в любые торговые павильоны и магазины, в которых имеются кнопки экстренного вызова полиции.
III. Останавливайте проезжающие автомобили полиции с надписями «Полиция», «ДПС», «Охрана», скорой помощи, пожарной службы.
         При обнаружении подозрительных предметов, соблюдайте меры личной безопасности.
Пресс-служба ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району

 

***

Начальник полиции ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району С.И. Иващенко напомнил об уголовной и административной ответственности в сфере противодействия экстремизму

Полковник полиции С.И. Иващенко напомнил гражданам Приморско-Ахтарского района об ответственности за совершение деяний, носящих экстремистский и террористический характер.

 

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма и терроризма.

Под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Экстремизм же представляет собой возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такие противоправные действия экстремистского характера, как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ), которые влекут за собой административные штрафы и аресты.

В Уголовном кодексе Российской Федерации совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Кроме того, УК РФ предусматривает отдельные виды преступлений, имеющих экстремистский характер независимо от наличия квалифицирующих признаков и отягчающих обстоятельств, такие как: статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, статья 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, статья 282.1 – организация экстремистского сообщества, статья 282.2 – организация деятельности экстремистской организации, статья 357 – геноцид. Указанные выше преступления наказываются штрафами, арестами, обязательными работами и лишением свободы вплоть до двадцати лет, а также пожизненным лишением свободы.

Действия и преступления, имеющие террористический характер регулируются исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации, а именно: статья 205 – террористический акт, есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. К преступлениям террористического характера, помимо собственно террористического акта, закон относит содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). Данные преступления влекут за собой наказания в виде лишений свободы на разные сроки, вплоть до двадцати лет, а также пожизненное лишение свободы. Опасность террористического акта заключается еще и в том, что к нему невозможно подготовиться заранее, поэтому гражданам следует всегда быть настороже.

Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.

Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке в полицию.

Во всех перечисленных случаях ни в коем случае не трогайте, не   вскрывайте   и   не   передвигайте   находку; не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами, это может привести к взрыву; зафиксируйте время обнаружения находки и незамедлительно сообщите в территориальный орган полиции; примите   меры   по   недопущению   приближения   людей   к   подозрительному   предмету.  Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки; не пользовались мобильными телефонами либо другими электронными приборами возле места обнаружения; обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы; не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем. Разъясните детям, что любой предмет, найденный   на   улице   или   в   подъезде, может представлять опасность. К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах. Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи.   Сообщайте   обо   всем   подозрительном   сотрудникам правоохранительных органов.

 

***

Жители Кубани, сдающие жилье в аренду без договора, рискуют стать пособниками террористов.

Антитеррористическая комиссия в Краснодарском крае предупреждает, что на территории региона и в России в целом сохраняются террористические угрозы.

Материалы расследуемых уголовных дел по статьям террористической направленности свидетельствуют о том, что члены международных террористических организаций, проникающие в РФ, как правило, снимают в наем жилые помещения. Причем в большинстве случаев без оформления соответствующих договоров найма и выполнения правоохранительными органами проверочных и регистрационных действий.

Напомним, что несоблюдение требований законодательства при сдаче жилья в аренду и бесконтрольное пребывание в них посторонних людей могут иметь тяжелые последствия.

Хозяевам квартир и домов грозит не только административная ответственность за неуплату налогов и нарушение правил регистрации российских и иностранных граждан по месту пребывания (месту жительства), но и уголовная- если арендаторов признают причастными к террористической деятельности. В этом случае сдающих жилье граждан могут привлечь за пособничество в совершении преступлений по статье 205 УК РФ( совершение террористического акта). Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет ( справочный материал- ссылка).

В связи с этим Антитеррористическая комиссия призывает жителей сдавать жилье внаем с соблюдением всех требований законодательства и осуществлять постоянный контроль за проживающими там людьми.

Также бдительность необходимо проявлять и соседям. При выявлении проживающих по соседству подозрительных лиц следует незамедлительно обращаться в полицию. 

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (Скачать, 23 Кб)

Памятка по организации профилактической работы в сети интернет 
(Скачать, 2 Мб)

***

ПАМЯТКА
 пассажирам общественного транспорта по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный

При обнаружении в салоне транспорта бесхозных предметов (коробка, сумка, пакет и другие подозрительные предметы ), которые могут оказаться взрывным устройством, необходимо:

- НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЬ о подозрительном предмете водителю;

- НЕ ПРИБЛИЖАТЬСЯ И НЕ ПРИКАСАТЬСЯ к подозрительному предмету;

- НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ вблизи подозрительного предмета сотовыми телефонами;

- ПРЕДОТВРАТИТЬ доступ к нему других людей;

- ПОКИНУТЬ опасную зону, по возможности, не проходя вблизи подозрительного предмета.

ВНИМАНИЕ АНТИТЕРРОР!

***

 ***

Краснодарский край - территория безопасности: памятки по антитеррору
Скачать документ (0,99Мб, doc)

***

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

Террористы могут установить взрывные устройства в самых неожиданных местах: на дорогах, в жилых домах, в общественном транспорте, припаркованных автомобилях, в местах с массовым пребыванием людей при проведении культурно-массовых мероприятий. В настоящее время могут использоваться как промышленные, так и самодельные взрывные устройства, замаскированные под любые предметы.

Вы обнаружили взрывной предмет

Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т.д.),не подходите близко к нему, попросите находящихся поблизости людей сообщить о находке в полицию. Не позволяйте случайным прохожим прикасаться к найденному опасному предмету или пытаться обезвредить его.

Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свёртки, детские игрушки иные бесхозные предметы, в которых могут находиться взрывные устройства. В случае обнаружения бесхозного предмета немедленно сообщите об этом водителю, любому сотруднику полиции. Не открывайте, не трогайте руками, предупредите находящихся рядом людей о возможной опасности.

Заходя в подъезд, обращайте внимание на незнакомых людей и посторонние предметы. Как правило, взрывные устройства закладываются в подвалах, на первых этажах, под лестницами. Будьте бдительны и внимательны.

Вы обнаружили подозрительные почтовые отправления

Признаки писем (бандеролей), которые должны вызвать подозрение :

Обращайте внимание на подозрительных людей и пред­меты, появление незнакомых автомобилей, разгрузку мешков, ящиков и т.п. Обо всем подо­зрительном проинформируйте милицию по телефону 02.

Каждая семья должна продумать план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть номера телефонов, для связи.

Необходимо заранее обусловить место для встречи членов вашей семьи в экстренной ситуации.

В случае эвакуации возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы.

В доме, где вы проживаете, следует осво­бодить лестничные клетки и проходы от загромождающих их предметов.

Если произошли взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом.

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, возможные шрамы и татуировки, одежду, имена, особенности речи, манеру поведения и т.д. Не пытайтесь останавливать их самостоятельно.

Старайтесь держаться на максимальном расстоянии от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, часто оглядывается, проверяет что-то в одежде или в багаже и т.п.

Остерегайтесь людей с большими сумками и чемодана­ми, особенно если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи (в кинотеатре, на концерте, празднике).

Не поднимайте забытые вещи: сумки, кошельки, мо­бильные телефоны; не принимайте от незнакомцев подарки; не берите вещи, которые они просят вас передать другим людям. Сообщайте о таких лицах сотрудникам правоохранительных органов.

Старайтесь не поддаваться панике.